г. Барнаул, пр. Комсомольский, 44 (оптовый склад)
Оптовый прайс
Пункты выдачи

Игра на варгане

Игра на варгане погружает в особое состояние сознания. Во время игры на варгане вы почувствуете расслабление, отключение от суеты и насущных проблем. Попробовав раз — игра на варгане может стать вашим хобби навсегда.

Состояние легкого транса — именно так лучше всего описать чувства и ощущения во время игры на варгане

Варган поможет вам узнать возможности собственного тела при помощи вибраций и звуковых волн. Это также отличный способ расслабиться после тяжелого дня. Вечерним посиделкам у костра звуки варгана добавят нотку мистики и загадочности.


«Алтайский варган отлично подходит для импровизации особого выражения чувств через звуки, мистики и загадочности»


Научно доказано, что регулярная игра на варгане нормализует кровообращение и улучшение работы всех внутренних органов человека.

Игра на варгане видео

Просмотры видео с игрой на варгане помогут вам изучить технику владения этим замечательным музыкальным инструментом.

Игра на варгане обучение

Как научится играть на варгане? Для наших клиентов, которые заказывают у нас варганы мы дарим самоучитель игры на варгане. Благодаря этим урокам вы максимально быстро сможете овладеть этим древним искусством. Уроки игры на варгане идут в комплекте с любым из алтайских комусов из нашего каталога. Обучение игре на варгане пройдет увлекательно и не займет много времени.

На самом деле, научиться игре на варгане может каждый, кто обладает усидчивостью и чувством ритма. Давайте рассмотрим по порядку, с чего стоит начать обучение.

Первым делом надо изучить устройство варгана

Варган включает в себя : А — деки, Б —кольцо, В — основная часть язычка, Г — рабочая часть дек, Д — загиб язычка, Е — колено, Ж — колечко

При покупке варгана стоить обратить внимание на качество изготовления инструмента. От качества изготовления зависят такие параметры как качество звука и точность настройки. А благодаря правильной эргономике игра на варгане будет проще и удобнее.

Итак, изучив детали варгана идем дальше — учимся правильно держать варган. Желательно понять технику сразу, чтобы потом не переучиваться.

Учимся правильно держать варган

Если вы правша, возьмите варган в левую руку за кольцо так, чтобы указательный и средний пальцы лежали спереди сверху и снизу, но именно на кольце, не спускаясь на деки. Большой палец поместите с противоположной стороны кольца примерно в месте крепления язычка. Важно держать варган уверенно, но при этом мягко, не пережимая деки, и так, чтобы пальцы не касались язычка и не оказывали давления на него. Внимательно следите за большим пальцем! Любое касание язычка будет портить звук или полностью препятствовать его появлению.

Правильное удержание варгана

Стоит учитывать то, что в этот момент положение варган неустойчивое и если вы попытаетесь держать его вертикально — он будет выпадать из рук.

Правильное положение варгана во рту — следующий шаг

Берем варган так, чтобы колено язычка было направлено наружу, и прижмите к приоткрытым зубам. Деки обычно имеют ромбовидное сечение, зубы должны находиться на внутренней стороне верхней и нижней дек

Зубы должны находиться на внутренней стороне верхней и нижней дек

Инструмент должен располагаться во рту так, чтобы деки заканчивались примерно на 1 см от середины лица вправо. Как сделать это проще всего? Поместите варган на зубы, а затем поставьте указательный палец правой руки под носом, определив им линию середины лица (палец будет лежать поверх варгана). Теперь двигайте варган влево до тех пор, пока язычок не зацепится за палец. Уберите палец; варган окажется в правильном положении: конец варгана примерно на сантиметр от середины лица вправо (для правшей).

Когда вы установили варган правильно, опускайте губы на деки, но не сжимайте их, а кладите мягко. Губы играют большую роль в получения хорошего звука, поэтому научитесь ими управлять с первых же минут общения с инструментом. Они не должны быть слишком расслаблены или, наоборот, напряжены. Если вы расслабите их и опустите так, что они будут «свисать» через деки, за них будет цепляться язычок; если приподнимите, звук будет слишком тихим. Губы должны перекрывать доступ воздуха сверху и снизу дек, но в то же время не сдавливать их, иначе язычок будет задевать о деки.

Если вы немного запутались — можно обратиться за помощью к зеркалу: варган плотно, но не чересчур прижат к зубам, край инструмента находится на расстоянии примерно 1 см от середины лица в сторону, противоположную держащей руке, губы лежат на деках с наружной стороны, не задевая язычок. Проверьте правильность положения самим варганом: возьмитесь за колечко и потихоньку водите язычок вперёд-назад, убеждаясь, что он не цепляется за зубы, губы или деки.

С опытом вы найдёте положение инструмента, которое подходит именно Вам

Игра на варгане для начинающих

Для начинающих лучше всего подходит алтайский варган. Алтайские комусы братьев Поткиных – одни из самых популярных варганов. Вы можете приобрести их в магазине «Подари Алтай».

Варган Поткина Павла

считается идеальным для начинающих. Выверенное  соотношение дек, заточка язычка и дек, правильная настройка звука и ещё очень много деталей, которые отличают его варган от массы других – благодаря этим особенностям вы быстро сможете овладеть замечательным музыкальным инструментом.

Очень много  варганов Владимира Поткина изготавливается для музыкальных школ и студий, поэтому упор идёт на чистое звучание и удобную игру. Комус Владимира Поткина подходит не только для начинающих, но и для продвинутых музыкантов.

Алтайские варганы Поткина порадуют вас как качеством изготовления, так и своей музыкой

Если вы считаете, что для первой пробы игры на варгане вам подойдет самый дешевый вариант – вы ошибаетесь. Некоторые желающие научиться игре на варгане поступают именно так, однако их ждет разочарование. Качество дешевых варганов оставляет желать лучшего. Поэтому прислушивайтесь к советам опытных музыкантов и выбирайте алтайские варганы.

Самоучитель игры на варгане

Самоучитель игры на варгане в подарок получает каждый наш клиент, кто приобрел алтайский варган мастерской Поткина. Все просто и наглядно рассказано, благодаря чему у вас не должно возникнуть проблем с обучением игры на варгане.

Скачать самоучитель игры на варгане или найти видео самоучитель игры на варгане сейчас проще простого — в Интернете множество источников информации, среди которых каждый найдет удобный для себя вариант.

Техника игры на варгане

Мы уже узнали как называются части варгана, научились правильно его держать.

Техника игры на варгане у каждого музыканта своя. Рассмотрим несколько основных способов извлечения звука.

  • Опустить локоть. Направить указательный палец вверх и слегка напрячь, остальные же собрать в кулак. Удары по рабочей части инструмента совершаются боковой частью или подушечкой. Причем для касания указательным пальцем необходимо сгибать и разгибать кисть в запястье. Такой способ позволяет исполнять мелодии по любой схеме, с разнообразным темпом и динамикой. Большой популярностью универсальная методика пользуется в Америке и Европе.
  • Локоть расположить на уровне плеча или немного выше. Кисть держать слегка выше музыкального инструмента, она должна как бы висеть над варганом без напряжения. Оставить указательный палец, а остальные собрать в кулак. Для осуществления удара ребром следует вращать кисть в запястье. Метод так же универсален, как и предыдущий. Особую популярность получил в Азии.
  • Опустить локоть ниже уровня музыкального инструмента. Пальцы сложить в лодочку, большой слегка отвести в сторону. Рука как бы накрывает язычок. Удар совершается свободным большим пальцем, его средней частью. Для этого следует сгибать и разгибать руку в локте. Хороший способ для медленной и размеренной мелодии. Также метод извлечения звучания позволяет скрыть музыкальный инструмент от погодных условий, чужих взглядов.
  • Расположить локоть на уровне плеча или немного выше. Расслабленную кисть удерживать над варганом в свободном положении. Большой палец расположить возле виска. Для удара поочередно сгибать 2-3 пальца от безымянного до указательного. Техника довольно сложная, применить ее правильно с первого раза практически невозможно, потребуется много тренировок. Способ используется в тех случаях, когда необходимо извлекать комплекс из 2-3 звуков. При этом стоит учитывать, что удар приходится только на одну сторону язычка.

Некоторые из перечисленных способов извлечения звука являются универсальными, другие же позволяют решить определенную задачу. Музыканту сам подбирает оптимальный метод игры с учетом особенности мелодии. В некоторых случаях придется чередовать их для исполнения одной композиции. Как реультат — слушателей привлекает не только звучание, но и движения музыканта.

Дыхание во время игры на варгане имеет важное значение. Новички, чаще всего, дышат привычнм образом. Профессионалы же регулируют вдох и выдох во время игры.

Изменять тембр, добавлять или усиливать призвуки можно при помощи движений губ, вибрацией языка и горловым пением.

При произнесении гласных «А», «О», «У», «Ы», «Э» можно менять регистровую окраску и получать дополнительные обертона.

При произнесении согласных тембр становится резче и отчетливее.

При удержании мышц глотки в напряжении звучание становится насыщенным и объёмным.

Приемы игры на варгане

Приемы игры на варгане помогут вам играть лучше и увереннее. Некоторые из приёмов украсят вашу игру на варгане. Различные приемы можно найти на платформе Youtube. Кроме того, у некоторых профессиональных музыкантов есть свои собственные приёмы, которые они продвигают в массы.

Для интересной игры на варгане очень популярны упражнения Р. Загретдинова:

Упражнения для губ:

1. Извлечь на кубызе звук при полуоткрытых губах, затем постепенно сжимать губы до их смыкания на внешней стороне «деки». Во время сжатия губы останавливают вибрацию язычка, и звук гаснет. Упражнение делается на одном ударе по язычку.

2. То же самое, но с ускоренным темпом смыкания губ. Звук получается более коротким. Чем быстрее темп смыкания, тем короче звук.

3. Остановка вибрации язычка губами при одностороннем парном ударе, тройном, четверном, варьированном.

4. То же самое при двусторонних ударах — парных, тройных, вибрационной игре.

5. Извлечение звука при округлении правой стороны рта. Губы сдвигаются вправо, округляются, а правый уголок их сжимается.

6. Извлечение «губных» звуков — о, е, у, ю, я, э. Форма губ видоизменяется соответственно артикулируемой фонеме.

7. Кубыз удерживается губами, без соприкосновения с зубами. Звуки извлекаются с использованием разнообразной пальцевой, дыхательной и исполнительской техники (см. соответствующие разделы работы).

8. Кубыз фиксируется обычным способом. При звучании тона губы вибрируют. Получается тремолирующее, колебательное движение высотной волны.

Упражнения для языка:

1. Кончик языка быстро касается разных точек альвеол, мягкого и твердого неба. Звук приобретает вибрирующий характер.

2. То же самое, но с артикуляцией слогов «кэк», «или». Возникает клокочущий звук.

3. Язык движется горизонтально, не касаясь боковых стенок и твердого неба. Кончик его соприкасается с вибрирующим язычком кубыза.

4. То же самое с артикуляцией слогов «ой-ой», «ий-ий», фонемы «и». Первый вариант создает низкую позицию звука, второй — среднюю, третий — высокую. В последнем случае спинка языка чуть приподнимается. Упражнение помогает имитировать трели жаворонка, журчание воды.

5. Оттянуть язык к полости глотки с последующим движением к передним зубам. Исполнять в разном темпе.

6. Быстро прикоснуться языком к вибрирующей пластинке язычка кубыза. Звук гасится. Оттянуть язык к гортани и задержать дыхание.

7. То же самое на быстром коротком дыхании.

Упражнения для глотки:

1. Прижать глотку к корню языка и задержать дыхание, затем разжать.

2. То же самое с артикуляцией слога «ака». Возникает «глоточный» звук.

3. При извлечении звука напрячь глоточно-зевный участок. Прием используется для двухголосного интонирования.

4. То же самое с артикуляцией слогов «кэкук», «кэук». Прием помогает имитировать голос кукушки.

Фонационные упражнения:

1. Звукоизвлечение на гласных: а, о, и, е, э, у, я, ю. Каждую позицию повторять, вслушиваясь в звучание.

2. Соединение гласных: аи, ай, ау, ие, йо, юя, уи, оу, ыя и т. д.

3. Соединение согласной с гласной: ва, вы, ла, ли, ви, ву, во, за, та, ча, ги, гу, ля, лэ, на, но, ни, ха, ку, ко, кэ и т. д.

4. Соединение гласной с согласной: ар, ин, ол, ип, эс, ук, юд и т. д.

5. Артикуляция слогов: ла, вай, ана, али, ара, аки, аси, ати, апи, ази, ака, атя, гая, гую, ила, инэ, ина, ежи, ора, хат и т. д.

6. Соединение нескольких слогов: ай-ай-ай, ала-ла-ла, ау-вау-вау, ана-на-на, али-ли-ли, ара-ра-ра, аки-ки-ки, аси-си-си, апи-пи-пи, ази-зи-зи, галя-ля-ля, гуля-ля-ля, гуся-ся-ся, яла-ла-ла, хрр-рау-рау, хрр-та-тан, йола-ла-ла, ежи-жи-жи, эгэт-егет-гэт, йолау-вау-вау, зо-на-на-на, золи-ли-ли, ла-ла-ла, ля-ля-ля, лэ-лэ-лэ, хата-та-та, напан-пан-пан, наки-ки-ки, за-на-за-за, ноша-ша-ша, ха-ха-ха, хата-та-та, хала-ла-ла, хата-лата-лата-лата, хат-хат-хат и т. д. Каждый речевой элемент берется на одном дыхании. Извлечение звука плавное, спокойное. Упражнения повторять многократно в различных ритмических комбинациях.

Дыхательные упражнения для игры на варгане

Дыхательные упражнения для игры на варгане построены на регулировании вдоха и выдоха при игре. Дыхание организует ритм наигрыша, динамику звука, влияет на тембр и характер звучания. Используются разные способы дыхания: свободное, грудное, брюшное.

1. Долгий вдох через нос при одном ударе по язычку, затем плавный выдох. Звук тянется долго и медленно затухает.

2. То же самое с дыханием через рот.

3. Несколько вдохов, выдохов на один удар по язычку. При дыхании через рот звук получается дискретным в виде нарастаний и спадов звуковой волны.

4. Короткий вдох-выдох на один удар.

5. Несколько коротких вдохов-выдохов на один удар.

6. Вдох на два удара по язычку.

7. Ритмизированный вдох — плавный выдох.

8. Плавный вдох — ритмизированный выдох.

9. Извлечение звука на глубоком дыхании с использованием мышцы диафрагмы и брюшного пресса (брюшное дыхание).

10. Носовое дыхание. Образуется при смыкании мягкого неба с задней спинкой языка. Звук приобретает специфически носовой, несколько гнусавый оттенок.

11. Гортанно-грудное дыхание. Подъем мягкого неба в положении артикуляции фонем «н», «я» с остановкой дыхания и напряжением гортанно-глоточной полости. Возникает объемное звучание.

12. Фразовое дыхание. Артикуляция на один вдох-выдох речевой фразы, предложения, куплета песни.

Все эти при приёмы и упражнения сделают вашу игру на варгане максимально красивой!

Игра на алтайском варгане

Алтайский комус — древний музыкальный инструмент, сопровождающий человека дома и в горах, на охоте и у костра в кругу друзей. Звуки варгана несут в себе вибрации самого Космоса, глубоко проникают в сердца и исполнителя, и слушателей, принося радость душе и телу.

Алтайский варган обладает уникальными особенностями – он более мелодичен и мягок в звучании, в сравнении с другими варганами. Тому, кто играет на варгане, инструмент приносит расслабление и покой. Алтайский комус – это не просто музыкальный инструмент. В жизни алтайцев он играет очень важную роль: с его помощью люди выражали свои чувства друг к другу, укладывали спать своих детей и даже успокаивали животных.

Алтайский варган лучше всего подходит для начинающих, но и опытным музыкантам понравится большой варган Поткина Павла или Владимира

Купить Алтайский варган недорого с доставкой вы можете в нашем магазине «Подари Алтай».

Подари Алтай
Добавить комментарий