г. Барнаул, пр. Комсомольский, 44 (оптовый склад)
Оптовый прайс
Пункты выдачи

Ининский (Цаплинский) мост: история, описание, фото

Ининский мост — подвесной мост через Катунь рядом с селом Иня в Онгудайском районе Республики Алтай. Построен в 1936 году по проекту Сергея Афанасьевича Цаплина. Поэтому второе его название — Цаплинский мост. Является памятником архитектуры.

Ининский мост

Ининский мост на Алтае является первым двухцепным висячим мостом в мире.

В декабре 1934 года началось строительство моста через Катунь в селе Иня. Главным инженером и начальником строительства был Сергей Афанасьевич Цаплин. Цаплин со студенческих времен увлекался теорией висячих мостов. Во время учебы в своей работе «Многоцепные висячие фермы» он разработал ряд новых и оригинальных систем висячих мостов. 26-летний студент-пятикурсник, вдохновленный строительством Чуйского тракта, показал главному инженеру строительства Анатолию Мирюкову свою дипломную работу — двухтроссовый мост с фермами Гау-Журавского. Главному инженеру понравился студенческий проект, и он решил его осуществить на одном из сложных участков — а именно на 336 километре Чуйского тракта. До постройки моста здесь была паромная переправа.

В подготовке постройки моста принимали участие даже жители села Иня. Они отбирали для моста первосортную древесину лиственницы. Мост строили около 3000 заключенных 7 отделения Сиблага НКВД. На левом берегу Катуни на пригорке стоял лагерь, ограждённый колючей проволокой, а чуть выше располагалась охрана. Все работы велись вручную — руками натягивали тросы, закручивали гайки. Канаты для моста скручивались с использованием задней оси грузового автомобиля, прямо на льду застывшей Катуни. Работы велись круглосуточно. У моста было еще одно название — «дембельский», так как после завершения работ всех заключённых обещали амнистировать. В апреле 1936 года начались испытания Цаплинского моста. Шесть автомобилей ЗИС с полным грузом от 6 до 8 тонн медленно проехали по мосту. 1 мая 1936 г. мост был запущен в эксплуатацию. Как и было обещано, наиболее активных строителей моста амнистировали. Но по дороге в Бийск автомобиль ЗИС-5, которым управлял водитель-стажёр, упал в обрыв. Погибли 27 человек.

Для Алтая Ининский мост стал важным объектом, благодаря которому движение по Чуйскому тракту стало проще и безопаснее.

Ининский (Цаплинский) мост на карте

Ининский мост: Республика Алтай, Онгудайский район, село Иня.

Кооринаты Ининского (Цаплинского) моста: 50.456863, 86.623601

Ининский мост в Горном Алтае был выведен из эксплуатации в сентябре 1970 года в связи с постройкой рядом нового железобетонного автомобильного моста. Мост прослужил верой и правдой 34 года.

Цаплинский мост в Республике Алтай с 1994 года является памятником архитектуры и внесен в реестр объектов культурного наследия РФ под номером 0200000278. Однако это никак не повлияло на его содержание. Мост находится в плачевном состоянии и только на бумаге числится достоянием нации. Средства на его поддержание в нужном объёме не выделяются. Да даже ходить по Ининскому подвесному мосту опасно для жизни.

Ининский подвесной мост является популярным местом у туристов. Здесь часто устраивают фотосессии, некоторые любители острых ощущений проезжают по нему на велосипедах или мотоциклах.

Ининский мост как добраться

Добраться до Цаплинского моста в Горном Алтае довольно просто: двигаемся по Чуйскому тракту в сторону Монголии до села Иня. Расстояние от Новосибирска, Барнаула, Бийска и Горно-Алтайска до села Иня и Ининского (Цаплинского) подвесного моста:

Расстояние от Новосибирска до Цаплинского моста в селе Иня 710 километров.

Расстояние от Барнаула до села Иня 511 километров.

Расстояние от Бийска до села Иня 353 километра.

Расстояние от Горно-Алтайска до села Иня 272 километра.

Расстояние от Чемала до села Иня 244 километра.

Заезжаете в село Иня, далее есть два вариант — перед действующим мостом сворачиваете направо,спускаетесь по гравийке чутьвниз и подъезжаете к Ининскому мосту, либо переезжаете Катунь по действующему мосту и потом поворачиваете направо и движитесь в сторону Катуни.

Есть интересный момент в истории — ходили легенды, что не только люди, но и боги не могли построить переправу через Катунь. Ининский (Цаплинский) мост разбил эти легенды.

Подари Алтай
Добавить комментарий