г. Барнаул, пр. Комсомольский, 44 (оптовый склад)
Оптовый прайс
Пункты выдачи

Перевал Кату-Ярык: описание, как доехать, фото

Перевод с тюркского языка обозначает — твердая трещина в горе, ущелье, теснина.

Кату-Ярык

Кату-Ярык — перевал Улаганского района Республики Алтай, благодаря которому имеется автомобильная связь с долиной реки Чулышман и выход на южный берег Телецкого озера.

Кату-Ярык — уникальный перевал, второго такого нет. Здесь нет классической симметрии: серпантин подъёма — серпантин спуска. Перевал представляет собой спуск с Улаганского плато в долину Чулышмана — это 3,5-километровый зигзаг из 9 петель, вырубленный в склоне горы, с перепадом высота 800 метров, узкой дорогой над пропастью, где разъехаться со встречными машинами можно только на поворотах (на каждом повороте есть расширение). Многие признают, что долина реки Чулышман и перевал Кату Ярык – это наиболее живописные места Горного Алтая.

Перевал Кату-Ярык на Алтае: история

Кату-Ярык — перевал полностью рукотворный и появился, как и дорога Балыктуюль-Балыкча, не так давно — в 1989 году. До этого попасть в долину Чулышмана и на южный берег Телецкого можно было только водным путем — по озеру, либо по горам конными тропами. Перевал появился благодаря Арсентию Васильевичу Санаа (в то время — директору совхоза «Советский Алтай«),и трем бульдозеристам Ухановым: Аркадию Абрамовичу, его сыну Анатолию и племяннику Виктору Романовичу. Работа, начатая Ухановыми по инициативе А.В.Санаа в 1987 г., к сентябрю-октябрю 1989 г. завершилась открытием автомобильного перевала.


Открытие перевала стало открытием новых возможностей как для жителей ближайших территорий, так и для туристов, получивших возможность проникнуть в прежде недоступный, а потому сохранивший нетронутую природу уголок — исконные земли теленгитов — одного из наиболее воинственных алтайских племен, потомки которых, сохранившие суровые черты своих предков, живут в долине и сегодня, постепенно, но неуклонно перестраиваясь от не слишком дружелюбного отношения к посторонним к гостеприимному. С каждым годом туристическая инфраструктура за Кату-Ярыком становится все более развитой. На территории турбаз сервис не самого высокого уровня , но гарантированы сохранность имущества и транспорта на время путешествий по окрестностям. Кроме того гостеприимство хозяев баз обеспечивает нейтралитет со стороны местных жителей.

Кату-Ярык в Горном Алтае

Когда попадаешь сюда впервые, то от увиденного захватывает дух. Автомобильный спуск уходит правее, а слева — на высшей точке перевала — расположена смотровая площадка, откуда открываются безумно красивые виды: внизу течёт красавец Чулышман, на противоположной стороне ущелья — Чулышманское нагорье, обрывающееся в долину отвесными скальными стенами, высотой около километра и одноименный водопад – Кату-Ярык. Эти виды вам запомнятся надолго.

На большей части территории нагорья находится Алтайский Государственный Биосферный Заповедник — самый крупный на Алтае. Со смотровой площадки по правую руку видны несколько зигзагов дороги в долину, по левую — уходящее в сторону Телецкого озера ущелье, по которому течет Чулышман. В пасмурную погоду находясь на смотровой площадке вы можете оказаться выше облаков, которые «бегут» по долине.

Немного интересных фактов о перевале Кату-Ярык:

  • Угол уклона перевала ~70% (63°);
  • Средний уклон дорожного полотна — 18%(10°);
  • Покрытие — грунт, камни;
  • Высота перевала Кату-Ярык от подножия до перекрёстка на смотровую площадку — 515 м.
  • Высота у подножия (поворот на базы) — 685 м над уровнем моря, у поворота на перевал с Улаганского плато перед смотровой площадкой — 1200 м над ур. м.

На плакате, установленном перед спуском, указана цифра 800 метров. Даже если принять крайней точкой высоту дорожного полотна за 2,5 километра до поворота на перевал — 1420 метров, и то цифра будет в 735 метров. Но тогда и протяжённость перевала возрастает до 6 километров! Кстати, в официальной прессе 1988 года было сказано, что «480 метров отвесной стены предстояло преодолеть бульдозеристам».

Очень часто туристы спрашивают про Кату-Ярык и расстояние до него. Чтобы вы могли быстро соориентироваться, какое расстояние нужно преодолеть на машине до перевала Кату-Ярык, приведем километраж по основным интересующих людей направлениям:
Акташ — Кату-Ярык. Расстояние от Акташа до перевала Кату-Ярык на машине составляет 100 километров;
Барнаул — Кату-Ярык. Расстояние от Барнаула до перевала Кату-Ярык составляет ~700 километров;
Бийск — Кату-Ярык. Расстояние из Бийска через Горно-Алтайск составляет ~565 километров;
Новосибирск — Кату-Ярык. Из Новосибирска расстояние до Кату-Ярык будет уже посерьезнее ~890 километров;
Кату-Ярык — озеро Телецкое. Расстояние от Кату-Ярык до южного берега Телецкого озера около 80 километров, но добираться вы будете порядка 2,5-3,5 часов;
Горно-Алтайск — Кату-Ярык. Расстояние около 460 км
Улаган — Кату-Ярык. По пути на перевал вы в любом случае будете проезжать этот населенный пункт. В нем есть магазины, где можно что-то докупить в ваше путешествие. Расстояние от Улагана до Кату-Ярык около 45 километров;
Чемал — Кату-Ярык. Отдыхаете в Чемале и есть желание прокатиться? Не вопрос! Примерно 430 километров и вы на месте;

Новый Кату-Ярык

Весной 2022 года начали строить новый, более безопасный спуск в Долину Чулышмана. Новый Кату-Ярык пройдет левее существующей дороги.

Протяженность будущей дороги составит 6,8 км, на ней сделают 11 петель серпантина, которые станут намного удобнее и безопаснее, чем на привычном всем нам перевале. Повороты расширят — это позволит встречным автомобилям без труда разъехаться на сложных участках горного перевала. На всем протяжении проезжей части устроят облегченный тип покрытия из органо-минеральной смеси.

Саму трассу между Акташом и перевалом Кату-Ярык местами расширяют, строят новые мосты. В общем, делают её более удобной и доступной. Со строительством нового Кату-Ярык количество туристов в этих местах однозначно станет ещё больше.

Перевал Кату-Ярык: фото

Смотровая площадка на вершине перевала — одно из самых любимых мест для любителей фото и видеосъёмки.

Кату-Ярык на карте

GPS-координаты перевала Кату-Ярык на Алтае: 50.913611, 88.215278

Дорога на Кату-Ярык

Туристам, которые едут на Кату-Ярык со стороны Барнаула, нужно следовать по Чуйскому тракту до села Акташ. Если вы планируете найти базу отдыхав Акташе — посмотрите наш обзор. Проезжая Акташ, смотрим на указатели. Нас интересует поворот на Улаган. Сворачиваем с Чуйского тракта, спустя 7,5 км проезжаем Красные ворота. Затем дорога пойдет мимо Мертвого озера, Улаганского плато, Улаганского перевала, озера Киделю. Доехав до Улагана поворачиваем на Балыктуюль. Заезжаем и видим по правую руку мостик через речку – нам туда. Далее вдоль дороги можно увидеть знаменитые Пазырыкские курганы. Именно этот участок является последним перед перевалом Кату-Ярык. Дорога здесь плохого качества и сложная по рельефу — много закрытых поворотов, частых подъемов и спусков. Будьте внимательны и аккуратны! С собой обязательно иметь запасное колесо. Также не будет лишним ремкомплект для шин.

Если вы добрались на южный берег Телецкого озера на пароме, то вам надо будет проехать порядка 80 километров вдоль Чулышмана.

Экскурсия на Кату-Ярык

Для всех желающих организуем экскурсию на комфортабельных внедорожниках на перевал Кату-Ярык. Старт маршрута в Акташе. Наши опытные гиды-водители не только безопасно и комфортно прокатят вас по местным красотам, но и расскажут интересные факты об этих местах.

Стоимость экскурсии на Кату-Ярык в 2024 году составляет 16000 рублей за автомобиль без спуска и 18000 рублей со спуском вниз

Количество пассажиров — 4 человека. Каждый следующий оплачивается отдельно

В нашем автопарке представлены Mitsubishi Delica, Toyota Land Cruiser и др. авто.

Спуск Кату-Ярык

На самом деле на перевал едут абсолютно на любых авто. Конечно же на полном приводе и высоком клиренсе дорога будет проще. Спуститься вниз можно практически на любом авто. Главное, чтоб тормоза были исправны. Не торопясь, смотря под колёса , объезжая валуны – спускаемся. Не лишним будет использовать торможение двигателем. Подняться обратно уже сложнее. Все зависит от состояния подъёма на «первую ступеньку» перевала. Уклон там максимальной крутизны, очень часто размыт ручьями и «разрыт» проезжающими автомобилями. Тем не менее довольно часто моноприводные автомобили поднимаются без особых проблем. Но если у вас возникли трудности – у подножиям перевала всегда есть те, кто за определенную сумму денег отбуксирует ваше авто либо до первого поворота, либо до самой вершины. На подъеме главное следить за температурой двигателя и коробки (если есть датчик). На поворотах, где есть расширения, можно постоять и дать агрегатам остыть. Кату-Ярык на легковом автомобиле проезжабелен, главное грамотно оценивайте свои способности и возможности вашего автомобиля.

Спасибо, что посетили наш блог и прочитали эту статью! Всем ярких путешествий!

Подари Алтай
Добавить комментарий

  1. Надежда

    экскурсия на Кату-Ярык 10 июня нам очень понравилась! спасибо вам!